Пятница, 24.09.2021, 18:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Методист

Категории раздела
Мои файлы [24]
Юрьев А.Н. Русский язык для физиков. Хрестоматия [39]
Юрьев А.Н. Русский язык для физиков: Уровень С1 [34]
Юрьев А.Н. и др. Русский язык для физиков [16]
Юрьев А.Н. Русский язык. Типы и стили речи [15]
Алтынбекова О.Б., Алтаева А.Ш., Могилевская Н.М., Юрьев А.Н. Тестовые задания по русскому языку [1]
Бетембаева Т.Ш., Алтаева А.Ш., Алтынбекова ОБ., Юрьев А.Н. Русский язык [11]
Дж. А. Данелек. Атлантида. Уроки исчезнувшего континента. Избранные главы [9]
Студенческие работы [5]
А Адаев. Алтари цивилизации. Избранные главы [4]
Алтари цивилизации.
Дэвид Фарлонг. Стоунхендж и пирамиды Египта [1]
Тесты [5]
Сборник тестов [9]
Дистанционное обучение [0]
Юрьев А.Н. Толковый словарь разговорной и просторечной лексики русского языка [51]
В.И.Акимова, А.Н.Юрьев. Словарь общественно-политической лексики русского языка. [33]
Презентации Flash [1]
Юрьев А.Н. Русский язык для программистов [36]
Первый опыт в написании научных статей [1]
Юрьев А.Н. Русский язык для программистов [0]
Личная библиотека [1]
Документация [4]
А.Н.Юрьев. Толковo-идеографический словарь разговорной и просторечной лексики русского языка [39]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


§ 10. Публицистический стиль
30.12.2019, 13:47

Публицистика (лат. publicus – общественный) – род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Публицистика играет важную политическую и идеологическую роль, влияя на деятельность социальных институтов, служа средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации. Публицистика существует в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматической, словесно-музыкальных формах. Публицистика нередко проникает в художественные и научные произведения.

Публицистический стиль характерен, прежде всего, для средств массовой информации – газет, радио, телевидения. Он используется также во всех случаях, когда наряду с передачей определенного содержания необходимо воздействовать на читателя или слушателя: внушить ему какие-либо идеи, побудить к той или иной деятельности и т.п.

Сочетанием двух функций языка – информационной и агитационной (побудительной) – и отличается публицистический стиль от научного и официально-делового. Эта отличительная черта обусловливает основное лингвостилистическое свойство публицистических текстов: соединение экспрессивных, стилистически окрашенных средств и средств нейтральных.

Агитационная направленность публицистического стиля находит выражение в использовании экспрессивно-оценочной лексики и фразеологии: труженик, вояж, пособник, злодеяние, работать с огоньком, дать отпор и т.п., в ориентации на современные значения слов и на новизну метафор, образных сравнений, в простоте и доступности синтаксиса.

Информационная функция воплощается в таких чертах публицистического стиля как подчеркнутая документальная точность сообщаемого (например, в жанре последних известий), официальность, выражающаяся, например, в употреблении научной, официально-деловой и общественно-политической терминологии, в широком использовании аббревиатур (ООН, НИИ, СМИ, ТВ и т.п.).

Можно выделить такие жанры публицистического стиля: информация о последних новостях, доклад на политические, экономические и тому подобные темы, корреспонденция, газетный очерк, репортаж, интервью, спортивный комментарий, выступление на митинге или собрании и некоторые другие. Повышенный интерес со стороны массового читателя проявляется к информационным материалам газетной публицистики (репортаж, интервью, международное обозрение, очерк и др.), для которых характерна злободневность, актуальность.

Публицистический стиль сочетает две функции: функцию сообщения, информации об определенных социальных явлениях, фактах и функцию воздействия, т.е. открытой оценки изложения проблем, для того чтобы повлиять и на мысли, и на чувства читателей и слушателей, привлечь их к поддержке той
или иной позиции, которую занимает и отстаивает автор.

Функция сообщения обусловливает употребление нейтральной, общестилевой лексики, в которой особую роль играет политическая, экономическая лексика. Это связано с тем, что главный интерес публицистики – общественно-политические проблемы: бизнес, биржа, приватизация, разоружение, безопасность. В целом вся лексика литературного языка открыта для публицистики. Главный критерий употребления, выбора речевых средств – общедоступность. Приведем некоторые фрагменты из газет на выше указанные слова: Для бизнеса главное - это равные условия для всех, возможность развиваться самому свободно и влиять на развитие своего региона с пользой для людей и в конечном счёте для себя (ДН, 05.02.1999); Приняты новые нормативные акты, очерченные Президентом пути дальнейшей демократизации открывают более широкий простор для реализации идей консолидации, духовного подъёма народов страны, вовлечение их в рыночные отношения (ОА, 20.02.1999).

Функция воздействия, важнейшая для публицистического стиля, обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. И публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности (верхушка, делец, воротила, толсётосум): Недавно в Вашингтоне Владимир Гусинский, крупный владелец средств массовой информации, поддерживающий демократов на думских выборах в следующем году, возражал против того, что российские нувориши похитили 66 млд. долларов из страны за последние 4 года (НП, 11.12.1998).

Основные функции публицистики в обществе определяют ее главные черты и способствуют выделению характерных особенностей публицистического стиля: императивности, повышенной эмоциональности, открыто выраженного оценочного отношения к сообщаемому факту, явлению, событию. Суметь убедить читателя или слушателя в важности и справедливости высказанного положения, увлечь может только тот, кто пишет или говорит убежденно и убедительно.

§ 10.1 Языковые особенности публицистического стиля

Лексико-фразеологический состав публицистического стиля разнообразен так же, как разнообразен сам круг тем, получивший отражение в публицистике: область идеологии, политики, производства, общественной жизни. Но наибольшую активность и частотность имеет общественно-политическая терминология, связанная с самой важной для публицистики областью идеологии. Концентрация в тексте общественно-политической лексики – стилевая черта публицистического стиля: демократия, избирательная кампания, митинг, прогрессивный, реакционный, политическая партия, политическая демонстрация, забастовка, официальный визит и т.п.: например, Американские политические деятели многого ожидают от предстоящих парламентских выборов, которые и должны стать очередным экзаменом на демократию (ДН, 05.02.1999); ...граждане Республики Казахстан вправе мирно собираться, проводить мирные собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц (ВА 26.11.97); В Румынии 5 день продолжается забастовка шахтёров... полиция удерживает натиск горняков (Хабар – итоги дня 23.1.99).

Значительную часть лексики публицистического стиля составляют общелитературные слова и различные термины (науки, военного дела, искусства, спорта): и те и другие в соответствующем контексте могут переосмысливаться и приобретать публицистическую окраску: арена политической борьбы, армия безработных, военные круги, дело мира, диалог между странами, дружеская атмосфера, культурные контакты, миролюбивые силы и т.п.

Публицистический стиль изобилует устойчивыми сочетаниями. Они могут быть как нейтральными (уровень жизни, положить конец, вести борьбу, вести переговоры, силы мира), так и эмоционально окрашенными, т.е. придающими определенное оценочное значение (грязная война, бандитское нападение, черная тень и т.п.): Право на пенсионные выплаты за выслугу лет по обновлённому пенсионному законодательству предусмотрено весьма ограниченной категории лиц. Это представители так называемых силовых структур - военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и ГСК (АиФ, № 27, 1997). Бездействие органов власти и высших должностных лиц даёт силовым структурам полную свободу действий (Изв., 22.08.1996); Недавно были обнародованы данные о том, что доля теневого бизнеса в республиканской экономике составляет, по оценкам, 35-50% (ДН, 27.11.1998); В июньский день 1988 года все прильнули к телевизорам. Такого зрелища в советской стране ещё не видели. "Конкурс красоты - тлетворное влияние Запада", говорили одни. "Символ нового времени, свободы и демократии", – с пафосом возражали другие (Антенна, 15-21.06.1998). К визиту главы государства кондитеры изготовили настоящий шедевр – большого снежного барса (К, 07.12.1998).

Публицистический стиль постоянно пополняется за счет специфических словообразовательных средств: увеличивается количество слов с приставками: анти-, контр-, нео-, псевдо-, ультра- (антикоммунизм, антисемитизм, контрагент, контрразведка, неофашизм, псевдодемократ, ультраправый): Кубинцы и отряды МПЛА, превращённые кубинскими, советскими и восточногерманскими инструкторами в регулярную армию, наносят сокрушительное поражение объединённым силам антикоммунистической коалиции (ДН, 15.01.1999); Высокая скорость катера делает его незаменимым в работе таможенников, которые, наконец, получат возможность настигать в море самых дерзких и самых быстроходных контрабандистов (Изв., 05.10.1996); очень продуктивны слова с суффиксами -ость, -ств, -ени, интернациональными суффиксами -ци(я), -изация, -ист, -изм, -ант (вандализм, аудиенция, демократизация и т.п.): По словам видного чиновника кремлёвской администрации, пожелавшего остаться неназванным, "есть десятки банков, напрямую спонсирующих КПРФ" (АиФ, 1999, № 3); Приняты новые нормативные акты, очерченные Президентом пути дальнейшей демократизации открывают более широкий простор для реализации идей консолидации, духовного подъёма народов страны, вовлечение их в рыночные отношения (ОА, 20.02.1999); Коммунисты, легко набравшие на прошлых выборах 25% голосов, в настоящее время занимают большинство мест в Государственной Думе (Хабар – итоги дня 21.1.99); Наступивший 1999 год является символическим завершением той революции, которая началась 10 лет назад в момент, когда коммунизм в странах Восточной Европы официально перешёл в историю (ДН, 15.01.1999). В Астане, столице независимого с 1991 года государства, КНБ интересуется огромными состояниями, построенными на руинах коммунизма, которые, как надеется власть, нажиты незаконным путём (НП, 11.12.1998); Среди прибывших в республику только 512 – казахи-репатрианты. Остальные наши бывшие граждане, которые ездили в основном в ближнее зарубежье, чаще всего в Россию, за своей долей (К, 15.01.1999).

На морфологическом уровне публицистический стиль характеризуют формы множественного числа существительных, имеющих собирательное значение, сложные прилагательные, формы страдательных и действительных причастий, императивные формы глаголов, выражающих призыв к совместному действию (массово-политический, культурно-гуманитарный, созданный, фиксируемый, фашиствующий; освобождение... завершили...).

Синтаксис публицистического стиля характеризуется употреблением количественно-именных сочетаний, устойчивых словосочетаний, риторических вопросов и обращений, именных словосочетаний с родительным падежом; предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами, прямой и косвенной речью, вводными словами и конструкциями.

Особый интерес к материалам (содержанию) различных информационных жанров в газете объясняется и тем, что, дополняя друг друга, они в конечном итоге создают правдивую картину нашей действительности и в своих лучших образцах становятся подлинной летописью современности, живой историей, к которой никогда не ослабевает внимание.

Документальность – главная черта, отличающая публицистику от художественной литературы. Информационные жанры объединяет их главная цель – оперативно сообщить о том или ином факте, событии, явлении нашей жизни.

В указанных жанрах (репортаже, интервью, газетной статье) документальность проявляется в строгом следовании фактам, данным достоверных источников. В этих жанрах всегда приводятся точные данные, конкретные факты, подлинные имена и фамилии, точные цифры.

В информационных жанрах там, где это уместно, используются языковые средства, характерные для публицистического стиля в целом, например, на лексическом уровне: общественно-политическая терминология, слова, обозначающие имена собственные, слова-аббревиатуры; на словообразовательном уровне: слова с суффиксами -ость, -ств(о), -ени(е), интернациональными аффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -ист, -изм, -ант; префиксами анти-, контр-, про-, лексикализованными приставками меж-, сверх-, все-, обще-; на морфологическом уровне: формы множественного числа существительных, имеющих собирательное значение, сложные прилагательные; формы страдательных причастий; императивные формы глаголов, выражающие призыв к совместному действию; на синтаксическом уровне: количественно-именные сочетания, устойчивые словосочетания (словесные блоки), именные словосочетания с родительным падежом, предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами, прямая и косвенная речь, риторические вопросы и обращения, вводные слова и конструкции и т.д.

Характерной особенностью публицистического стиля, проявляющейся и в газетно-информационных жанрах, чаще в очерке, репортаже, интервью, заметке, являются оценочные слова или словосочетания с эмоционально-оценочными словами.

§ 10.2 Основные жанры газетной публицистики

Репортаж – это рассказ об общественно значимом событии участника или очевидца, рассказ, который раскрывает читателю какую-то новую сторону действительности, обогащает его знания, расширяет представление о жизни, протекающих в ней процессах. Репортаж – наиболее развернутый и эмоциональный жанр среди информационных жанров публицистики.

Для репортажа характерны: документальность, строгое следование фактам с указанием времени и места события; внимание к подробностям события, явления, связанное с тем, что автор репортажа рассказывает о нем как очевидец или участник; использование средств и приемов образного отображения действительности – эпитетов, метафор, сравнений, оценочных слов. Образные стилистические средства помогают показать живой, движущийся фон событий. «Поэтому репортаж похож иногда на фельетон, порой на очерк, корреспонденцию, а то и рассказ, - пишет журналист А.Гудимов. – У репортажа есть, однако, обязательные, присущие только ему черты: «Я был, я видел, я участвовал».

Стилистически э то в ыражается, прежде в сего, в функциональной направленности речи на формирование в сознании читателя целостного комплекса конкретно-чувственных представлений о том или ином «кусочке действительности». При этом особую важность приобретают конкретно-образные представления о материальных деталях этого «кусочка действительности», что в первую очередь и отличает репортаж от экспрессивно-публицистического произведения. В последнем скорее дается обобщенный образ авторского восприятия действительности, тогда как в репортаже авторское восприятие является своего рода передаточным механизмом, через который читатель воспринимает образы действительности. Это сближает репортаж с художественной прозой, однако здесь есть и существенные различия. «По сравнению с беллетристикой, – пишет Г.Я.Солганик, – Я репортера-журналиста – не литературная маска, не образ рассказчика, не способ стилизации. Здесь Я пишущего, рассказывающего и автора непосредственно совпадают, что придает повествованию аромат публицистичности, очевидности описываемого, документальности происходящего и описываемого».

Эффективность репортажа зависит и от формы его подачи. Чаще всего мы встречаемся в газетном номере с одним или несколькими репортажами, помещенными на разных полосах. Но иногда они подаются тематической подборкой. Такие репортажи освещают разные стороны одного и того же события.

Как правило, начало репортажа отличается быстрым переходом к действию. Однако репортаж может начинаться с предыстории, если этого требует характер событий.

В концовке репортажа дается краткий вывод. Пространнные рассуждения здесь недопустимы.

Очерк – публицистическое произведение, в котором излагаются реальные события и факты и обычно дается их авторское истолкование.

Очерк не имеет тематических ограничений. Его содержанием могут стать биография человека, историческое событие, природное явление, любой факт общественной жизни и жизни автора. В строго документальном очерке изложение, как правило, объективировано, хотя и здесь представлена авторская позиция в виде «образа автора». В публицистических (художественно-публицистических) разновидностях очерка авторское «я» обычно формально выражено: автор предстает либо как реальный наблюдатель событий, либо как действующее лицо, «фигурант» очерка.

Характерной чертой очерка, как и многих других публицистических жанров, является полистилизм, то есть использование стилистически разнородных языковых средств и разнообразных стилистических приемов. Как видно из приведенных ниже текстов, источниками полистилизма могут стать нормативно-стилистическая противопоставленность авторской речи и индивидуализированной речи персонажей, включение в речевую ткань публицистического произведения текстов других стилей, например, официально-делового.

Эссе (от французского essai – проба, опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра – Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Ф.М.Достоевского, В.В.Розанова, В.И.Иванова). В зависимости от проблематики эссе подразделяют на философские, исторические, нравственно-психологические, литературно-критические и др.

Эссе – это жанр «размышлений» (не случайно данное слово часто приводится в подзаголовках), однако собственно рассуждения с подчеркнутой логической аргументацией здесь могут соседствовать с повествованием о каких-либо событиях и описанием каких-либо явлений. Вполне уместны в эссе и выражения эмоциональной оценки, и риторическое усиление речи путем использования тропов и фигур. Типично для этого жанра (как и для публицистики вообще) объединение в текстах стилистически разнородных языковых средств. Многие эссе отличаются обширным цитированием, афористичностью определений и характеристик.

Фельетон (франц. feuilleton, от feuille – листок) – литературно-публицистическое произведение на злободневную тему, в котором сатирически изображаются негативные явления общественной жизни. Фельетону как жанру публицистики присущи следующие черты: публицистичность, художественность, сатиричность.

Публицистичность фельетона проявляется в злободневности, актуальности тематики. Публицистичность также выражается в том, что автор не просто повествует об отрицательных (с его точки зрения) фактах, но и дает их оценку, чем объясняется широкое употребление эмоционально-экспрессивных, оценочных языковых средств.

Художественность фельетона, сближающая этот жанр с художественной литературой, связана с типизацией характеров и ситуаций, изображением действительности в художественных образах, для чего используются различные средства, в том числе и собственно языковые (прежде всего тропы и фигуры). Художественность фельетона проявляется также в различных способах создания образа автора, выражения авторского «я». Автор может быть представлен как повествователь и комментатор событий, как непосредственный наблюдатель происходящего и как активный участник событий.

Сатиричность фельетона состоит в том, что автор не просто дает оценку негативным явлениям, но и подвергает их осмеянию. Комическое описание ситуаций и характеров часто соседствует с преувеличением, гротеском, фарсом. В фельетонах широко используются собственно речевые приемы создания комического эффекта: трансформация фразеологизмов, каламбур, стилевой контраст, неожиданные метафоры и сравнения и др.

Интервью – беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации.

Ориентация на общественный интерес заставляет журналистов обращаться за интервью, прежде всего, к известным политическим и государственным деятелям, деятелям науки, искусства, спорта. При этом справедливо предполагается, что мнения и оценки авторитетного человека обладают значительным воздействующим (персуазивным) эффектом.

Среди задач, которые решаются в ходе проведения интервью, можно выделить следующие: 1) получение новой (часто «эксклюзивной») информации; 2) обсуждение общественно важных проблем, что нередко обретает форму дискуссии между двумя или несколькими собеседниками журналиста; 3) «портретирование» – создание объемного образа самого человека, с которым проводится интервью, в том числе за счет демонстрации его индивидуальных речевых особенностей (идиолекта). Классической считается следующая структура интервью: зачин (представление собеседника, описание ситуации, в которой проходит беседа, и т. д.) – основная часть – концовка (вывод, обращение к адресату, «прощание» с собеседником и др.). Основная часть представляет собой диалогическое единство, образуемое следующими друг за другом и вытекающими одна из другой репликами.

Заметка – основной информационный жанр газетной публицистики. Назначение заметки – оперативное сообщение новостей, фактов, связанных с событиями, имеющими социально-политическую значимость.

Категория: Юрьев А.Н. и др. Русский язык для физиков | Добавил: anik | Теги: очерк, жанры газетной публицистики, Интервью, фельетон, публицистический стиль, репортаж, Эссе, заметка
Просмотров: 164 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта