Воскресенье, 19.09.2021, 04:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Методист

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Семантический микрокласс «Пьянство» в разговорной и просторечной лексике русского языка

А.Н. Юрьев, старший преподаватель
Казахский национальный университет им. аль-Фараби (Алматы), Казахстан

Аннотация. Семантический класс «Человек» содержит в себе положительную и отрицательную характеристику человека. В данной статье мы рассмотрим семантический микрокласс «Пьянство», который отличается тем, что с одной стороны, проходит лексикографический анализ слов по толковым словарям XIX – XX вв., а с другой стороны, приведены пояснения поведения человека из церковной литературы.

Ключевые слова: заповедь, бес, грех, гнев, блуд, семантическое поле, пьянство, сквернословие.

Одним из самых популярных сегодня продуктов является алкоголь. Спиртные напитки всех видов и марок пользуются спросом у подавляющего большинства современных людей, и каждый, так или иначе, потребляет алкоголь. Различны лишь виды употребляемых напитков, поводы их распития и регулярность потребления.

Алкоголизм – заболевание, возникающее при систематическом злоупотреблении алкоголем, характеризуется психической зависимостью в опьянении, соматическими и неврологическими нарушениями, деградацией личности. Заболевание может прогрессировать и при воздержании от спиртного [1].

Как видим из приведенной цитаты, алкоголизм пагубно действует на «физическую и психическую природу человека». В Толковом словаре В.И. Даля (дальше по тексту СД) также приводится статья, связанная с общим понятием – опьянеть: «стать пьяным, охмелеть, одуреть от пьяного напитка» [3].

В семантический микрокласс «Пьянство» вошли три семантических поля: 1) «Употребление спиртных напитков» (выпивать, глушить, зашибать, набраться, накачаться, наклюкаться, нализаться, напиться, нахлестаться, окосеть, перепить, перепиться, подпоить, пропустить, тяпнуть), 2) «Поведение пьяного человека» (бузить, бушевать, дебоширить, скандалить) и 3) «Состояние человека после приема алкогольных напитков» (допиться, накачаться, разобрать). Однако с микроклассом «Пьянство» связаны и другие семантические поля и микроклассы.

Семантическое поле «Употребление спиртных напитков» констатирует тот факт, как русский народ пьет – Сапожник настукался; портной настегался; музыкант наканифолился; немец насвистался; лакей нализался, барин налимонился; солдат употребил; Сапожник накуликался; портной наутюжился; купчик начокался; приказный нахлестался; чиновник нахрюкался; служивый подгулял и это подтверждается разговорными и просторечными глаголами русского языка (выпивать, глушить, зашибать, набраться, накачаться, наклю-каться, нализаться, напиться, нахлестаться, окосеть, перепить, перепиться, подпоить, пропустить, тяп-нуть). В языке существует множество примеров, которые показывают «любовь» к данному напитку: Пью за здравие Мэри (Пушкин); Мы пируем пир веселый и за родину мы пьем (Языков); Баба пьяна – вся чужа; Только бы пить, да гулять, да дела не знать; Напьемся – подеремся, проспимся – помиримся; Вино веселит, да от ви-на же и голова болит и многие другие.

Таким образом, семантическое поле «Употребление спиртных напитков» показывает нам, что человек может пить в любое время суток и по любому поводу.

Однако следующие две группы «Состояние человека после приема напитков» и «Поведение пьяного человека» имеют выход в другие семантические классы, как «Болезнь человека», «Гнев», «Любовь».

Русская Православная Церковь отрицательно относится к чрезмерному употреблению спиртных напитков. Так Святой Димитрий Ростовский в своем «Слове о пьянстве» говорит: «Не винно вино, но проклято пьянство» (Прит. ХХ. 1), от которого сколь великий вред бывает, об этом нет нужды говорить... Мы же, если пожелаем подробно рассмотреть силу пьянства и если пьянство назовем виноградом, то найдем родящиеся от пьянства гроздья нравов, приносящих человеку не пользу, но вред и печаль, и найдем не три, но больше, а именно – десять... Поистине, пьянство есть содомогоморрский виноград и не иные гроздья, как только гроздья желчи, горести, исполненные змеиного и аспидного яда и рождающие ярость, ибо каков сад, таковы и плоды бывают! (Лук. VI. 45)…» [7].

В данной статье мы остановимся на нескольких гроздях винограда, которые показывают человека с отрицательной стороны и подтверждают, что принятие алкогольного напитка ведет к нарушению заповедей Божьих.

Семантическое поле «Состояние человека после приема напитков» имеет выход в семантический класс «Болезнь человека», так как основным значением глаголов является состояние сильного опьянения: допиться – «неумеренным пьянством довести себя до тяжелого состояния». Допился до чертиков, до белой или пе-ре(за)пойной горячки. Попей, попей – увидишь чертей!; накачать – «напоить, довести до состояния полного опьянения». Человека накачали и забыли (Некрасов); разобрать – «о состоянии сильного опьянения». Не один приказчик пил вино. Понемногу оно разобрало всех (Тургенев), что и подтверждается следующим высказыванием: «Первая гроздь желчного пьянственного винограда заключается в помрачении ума, изменения разума и погубления памяти, ибо сила пьянственная, восходя от наполненного вином желудка к голове, потемняет мозг и смущает ум. Поэтому бывает часто то, что многие в своем пьянстве не помнят о себе и не знают, что делают и что говорят, как безумные; если же с ними приключится какое-нибудь бедствие или бесчестье, или раны, то они наутро не помнят. На таковых исполняются слова, написанные в Притчах: “Биша мя, и не поболех, и поругашамися, аз же не разумех” (Прит. XXIII. 35)» [7].

Семантическое поле «Поведение пьяного человека» взаимосвязано с семантическим микроклассом «Гнев», так как в нем выделяется семантическое поле «Сквернословие». Сюда входят слова с общей семантикой – ругаться, браниться.

Вторая гроздь содомогоморрского винограда включает в себя «бесстыдство, ибо пьяный никого не стыдится, но, погубив стыд, произносит слова скверные, хульные, бесстыдные, нелепые, скаредные и недостойные целомудренного слуха, и бывают его уста как бы некоей пустой хлевиной, исполненной смрадного гноя, а язык уподобляется лопате, которой выкидывается гной. «Человек злой от злого сокровища сердца своего износит злое, от избытка бо сердца глаголят уста его» (Лук. VI. 45)» [7].

В микрополе «Воздействие на объект» нас интересует только один глагол – напуститься.

Глагол напуститься показывает состояние человека, который пьет. Если посмотреть на значение этого слова, то мы увидим следующее – «накинуться с бранью, с упреками». Он напустился на меня, как бешеный. Если обратимся к слову «бешеный», то в примерах к нему найдем: Пьяный, что бешеный.

В семантическое поле «Ругаться» вошло 26 глаголов, но мы рассмотрим только некоторые из них: бесить, сатанеть, бушевать, буянить, чертыхаться.

Глаголы бесить и сатанеть. Бес и сатана – Человѣкъ мстительный и злобный, или же хитрый, лукавый, ловкій, изворотливый → 1. Беситься – гнѣваться, сердиться, лютѣть, выходить изъ себя, неистовствовать; шалить, дурить, рѣзвиться безъ мѣры. || Сходить съ ума. В СОШ-3 [9] это слово имеет следующее значение – Быть, находиться в крайнем раздражении. 2. Сатанеть – становиться сатаною (см. бѣсъ) или Сатанить – Бѣсноваться, или вдаваться въ сатанинскія дѣла; а в СОШ-3 – Становиться яростно-злым.
Из вышесказанного можно с уверенностью говорить, что эти глаголы в своей семантике имеют общий смысл – неистовствовать, то есть вести себя буйно по отношению к другим людям.

Глаголы бушевать и буянить несут в своей семантике: Буйствовать, скандалить. Обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же это такое. Буйство – буйное поведение, драка, бесчинство → бесчинство – грубое нарушение порядка, скандальное поведение. В подтверждение этого можно привести примеры к данным слова из Словаря В.И. Даля: Напьется – буянит; проспится – на полати прет. Опять забуянил. Набуянились вдоволь, и кабак разбили. Таким образом, глаголы бушевать и буянить относятся к семантическому полю «Сквернословие» и семантическому микроклассу «Пьянство», так как человек в нетрезвом состоянии всегда ругается.

И, наконец, последним глаголом нашего семантического поля выступает слово чертыхаться. По всем трем толковым словарям данное слово выступает в одном значении «ругаться, поминая черта». Если внимательно приглядеться к данному семантическому полю, то можно увидеть следующее: первый глагол беситься и последний глагол чертыхаться отражают одно мифическое или религиозное существо, которое имеет множество синонимов, но обозначает одно и тоже – бес. Кроме этого, слова, имеющие общее значение «ругаться», по Словарю В.И. Даля объединены общей семой – «ругнуть, ругивать, бранить, поносить, обзывать бранными словами, бесчестить на словах; журить, счувать. Ругать пошлее и грубее чем бранить», что в свою очередь подразумевает употребление матерных слов.

Пятая же гроздь винограда несет в себе следующее значение: «исполненная змеиного и аспидного яда, есть ярость, гнев, вражда, ссоры, драки и кровопролития. Пророк Осия говорит: “Начаша князи яритися от вина, не токмо же князи, но и простолюдины, исполнившиеся вина, возстают друг на друга яростию” (Осии VII. 5). Посему-то и Приточник выражает порицание: “Кому люте? Кому молва? Кому суды. Кому туга и понос? Кому сокрушение вотще? Кому сини очи? Не пребывающем ли в вине и не надзирающим ли, где когда пирове бывают?” (Притч. XXIII. 29, 30). И Сирах увещевает: “В вине не мужайся, многих бо погуби вино: пещь искушает железо, вином же искушается сердце в сваре гордых” (Сирах. XXXI. 29,30). И еще тот же говорит: “Горесть душам вино много пиваемо, с гневом и клеветою умножит ярость безумного” (Сирах. XXXI. 34,35)» [7].

В подтверждении этого можно привести ряд глаголов, которые в своей семантике несут общий смысл – устраивать скандалы и безобразничать: бузить, дебоширить, скандалить. Данные глаголы относятся к этому семантическому полю по одной причине, что человек в нетрезвом состоянии ищет виновного во всем, а если находит, то начинает ругаться. Тем более глаголы: бузить – «устраивать шум, скандал, беспорядок»; дебоширить – «устраивать скандал с шумом и дракой»; скандалить – «устраивать скандалы, безобразничать» являются синонимами. К слову дебош в дан пример – Пьяные устроили дебош на улице. В работе «Грех» Н.О. Козиной говорится, что «Грех является одним из наиболее значимых для русско-го сознания концептов духовной культуры, в котором нашли отражение мировидение русского народа, его психология, этические и моральные принципы, религиозные и мирские знания.

Общеславянский корень грех, изначально выражал общую идею несоответствия норме («против правил», «обратно принятому»). В ходе семантических процессов корень грех в разных славянских языках, в том числе и русском, стал образовывать собственные дериваты, регулярно выражающие оценку действия с точки зрения его правильности или неправильности: грешить «делать неверно». В то же время дериваты корня грех явились наиболее употребительными в области религиозно-этических оценок и означали «неправильно» в религиозном аспекте. В соответствии с религиозными языческими представлениями грехом считалось бить землю, плевать в огонь и сквернословить над ним, надругаться над идолами и проч.» [4, с. 293-294].

Потеря нравственности выражается, прежде всего, в потере стыда. В ряде научных исследований доказано, что спиртные напитки понижают силу и тонкость чувства стыдливости. Потеря стыда ведет к утрате совести, правдивости и искренности. Трезвому человеку с неутраченными нравственными установками совестно совершить правонарушение. Известно свойство вина заглушать голос совести, поэтому отдельные личности сознательно употребляют алкогольные напитки с этой целью. Всем хорошо известно, что безнравственные лю-ди, ведущие аморальный образ жизни, склонны к пьянству [5].

Библейская энциклопедия так определяет грех: «Грѣхъ (преступленіе закона). Грѣхь естъ беззаконіе (I Іоан. – III, 4). Онъ перешелъ къ человѣку отъ діавола, прельстившаго Адама и Еву и склонившаго ихъ преступить заповѣдь Божію. Отъ грѣха Адамова произошли проклятіе и смерть» [2, с. 175]. В «Новом завете» дано подробное разъяснение относительно греха прелюбодеяния:

«27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» [9].

Проанализируем более подробно слово прелюбодействовать. В Словаре В.И.Даля (дальше СД) дается следующее значение: «Прелюбодействовать – грешить против седьмой заповеди, или прелюбы творити. Прелюбодеяние, прелюбодейство – грех сей на деле. Прелюбодей, -деец, -дейка, -деица – виновный в сем. Прелюбодейчищ м. церк. – незаконное, безбрачное дитя». В свою очередь в Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова (дальше ТСУ) [8] дано следующее значение: «Прелюбодействовать -ствую, -ствуешь, несов. (церк.-книжн. устар.). Быть прелюбодеем, совершать прелюбодеяние. Прелюбодеяние, я, ср. (церк.-книжн. устар.). Нарушение супружеской верности мужем или женой».

Хоть на первый взгляд и кажется, что прелюбодеяние хуже, чем употребление спиртных напитков, но в некоторых случаях может быть и наоборот. В хадисах говорится: «Все зло закрыто в одном месте. Ключом к этому является вино, а замком – прелюбодеяние» [6].

Функционирование слова «прелюбодеяние» и его дериватов ограничивалось книжной и богослужебной сферами, однако в языке в обиходно-бытовом употреблении возникли многочисленные разговорные и просто-речные вербализаторы концепта «прелюбодеяние». В рамках нашей статьи мы рассмотрим некоторые из них: блудливый, греховодник, развратник, развратничать, объединяемые интегральной семой «грех».

Рассмотрим их лексикографическую интерпретацию по СД, ТСУ и СОШ-3, хронологически представляющих соответственно: вторую половину XIX в., первую половину XX в. и XX – начало XXI вв. Однако мы коснемся некоторых из них, которые в себе несут оттенок пьянства.

Первым словом является блудливый, которое в СД выходит к первому элементу – блуд (церковный или книжный: относясь собственно к незаконному, безбрачному сожитию, к любодейству; посему слова этого лучше в общежитии избегать. Блудодей и другие сложные слова этого рода понятны без объяснений и непристойны). В ТСУ это слово не имеет помет и выступает как нейтральное и просто характеризует человека как распутного, похотливого. Блудлив как кот, труслив как заяц. (Поговорка); в СОШ-3 данное слово так же имеет экспрессивную окраску, которая передает отрицательную характеристику человеку: распутный, похотливый и выступает с пометой «разговорное». Глагол блудить проходит по двум словарям XX века, но только в одном имеет помету «прост.»: ТСУ – вести распутную половую жизнь; СОШ-3 – вести распутный образ жизни (прост.). Толковый словарь Д.Н. Ушакова дает уточнение к пояснению этого слова – распутную половую жизнь, в отличие от СОШ-3, где указано – распутный образ жизни.

Следующим словом нашего анализа является слово греховодник. Значение этого слова особо интересно тем, что в словарях по-разному лексикографируется его связь с концептом «прелюбодеяние». В СД эта связь явно выражена (поступок, противный закону Божию; вина перед Господом). Так же в данной словарной статье дается толкование глаголам Греховодить или греховодничать – соблазнять, совращать, вводить других в грех.

Слово развратник в СД сопровождается синонимом распутник и имеет значение непотребный человек. Это значение детализируется словом распутность – развращенье, распущенность нравов, распутная жизнь, быт, непотребство. В ТСУ и СОШ-3 данные слова выступают в одинаковых значениях, за исключением перемены мест слов в самих значениях: ТСУ – Человек, склонный к половому разврату, занимающийся развратом, а в СОШ-3 – (разг.). Человек, предающийся половой распущенности. Однако в данном значении слова в СД есть переход к следующему интересующему нас слову развратничать. Если основное значение этого слова «развратить кого, совращать с пути истины; искажать умственно, лжеученьем, или нравственно, склоняя на распутство, на дурную и преступную жизнь» включает в себя все виды греха, то слова из гнезда распутство – рас-путничать, распутствовать (быть распутным, жить в распутстве, развратничать) подтверждает половую распущенность человека. В ТСУ и СОШ-3 глагол развратничать выступает с пометой «разговорное» и имеет значение: «заниматься половым развратом, быть развратником». Дворянство пьянствует на белом свете, ... развратничает с горничными, ведет дурно свои дела и еще хуже семейную жизнь (Герцен).

Таким образом, представленный семантический микрокласс «Любовь» показывает, что чрезмерное употребление вина приводит к нарушению седьмой заповеди, запрещающей любодеяния и преступную плотскую любовь, что и подтверждается следующим высказыванием Святого Димитрия Ростовского: «Четвертая гроздь пьянственного содомогоморрского винограда есть распаление похоти на плотское смешение. Посему-то апостол и увещевает: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Ефес. V. 18), а святой Василий Великий говорит: «Несомненно от вина, как от некоего источника, проистекает безудержная похоть, которая много превосходит даже неистовство всех бессловесных по отношению к женскому полу; ибо бессловесные животные не переходят границ естественного, а упивающиеся вином в мужчинах ищут женского пола и в женщинах – мужского пола» [7].

Таким образом, у человека нет врожденного влечения к алкогольным напиткам. Причина тяги людей к алкоголю заключается в его наркотическом действии. В состоянии опьянения у индивидуума, как правило, появляются иллюзии легкого преодоления трудностей, житейских невзгод. Поэтому алкоголю легко подчиняются, прежде всего, слабые и безвольные люди. Главное психотропное действие алкоголя состоит в том, что он вызывает ложно-повышенное настроение. В состоянии опьянения человеку становится все нипочем, он весел и беззаботен. Алкогольные «радости» кратковременны, они создают у пьющего иллюзии, которые очень скоро рассеиваются, оставляя неприятные ощущения, а иногда и тяжелую болезнь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алкоголизм [Электронный ресурс]. – URL: http://medside.ru/alkogolizm (дата обращения 06.01.2019).
2. Библейская энциклопедия. – М.: NB-pres; Центурион; АПС. В 2 книгах. Т. 1. А – Н. 1991. – 494 с.
3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М.: РМГ Мультимедиа, 2003 (1 CD) – (СД).
4. Козина, Н.О. Грех // Антология концептов / Н.О. Козина/ Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. – М.: Гнозис, 2007. – 512 с.
5. Механизм воздействия алкоголя на поведение человека [Электронный ресурс]. – URL: http://alkogolunet.ru/blog/mekhanizm_vozdejstvija_alkogolja_na_povedenie_cheloveka/2012-11-28-563 (дата обращения 06.01.2019).
6. Правда ли, что употребление спиртного хуже, чем прелюбодеяние? [Электронный ресурс]. – URL: https://islam-today.ru/veroucenie/vopros-otvet/pravda-li-cto-upotreblenie-spirtnogo-huze-cem-prelubodeanie/ (дата обращения 06.01.2019)
7. Святой Димитрий Ростовский. Слово о пьянстве / Библиотека православной литературы [Электронный ресурс]. – URL: http://libholy.narod.ru/dimrost.htm (дата обращения 06.01.2019).
8. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. – М., Издательство ООО «РМГ Мультимедиа», 2003. 1 CD – (ТСУ).
9. Электронная версия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». – М.: Большая Российская энциклопедия, с изменениями и дополнениями, 2003 10 CD. (БЭКиМ) – (СОШ-3).

Категория: Мои статьи | Добавил: anik (06.03.2020)
Просмотров: 183 | Теги: семантический микрокласс «Пьянство», Гнев, семантическое поле, блуд, пьянство, сквернословие, притчи, заповедь, бес, грех | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта